Использование стоматологических установок фирмы «Гнатус» (Бразилия) в учебно–лечебном процессе кафедры терапевтической стоматологии Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко

ГлавнаяКаталогНовостиСервис и запчасти

А.А. Кунин, Ю.А. Ипполитов, О.И. Олейник, Г.А. Бурдина,
О.А. Кудрявцев
ГОУ ВПО ВГМА. им. Н.Н. Бурденко
кафедра терапевтической стоматологии
 
Современная стоматология – интенсивно развивающаяся отрасль медицины, объем информации, в которой с каждым годом неуклонно возрастает. В этих условиях необходимо активизировать творческую деятельность студентов и ориентировать их на изучение и овладение самыми современными методами диагностики, лечения и профилактики. [2]
90 летняя история  развития ВГМА наглядно убеждает в том, что авторитет и конкурентоспособность вуза (факультета) во многом определяется состоянием и уровнем качества образовательного процесса.
Под качеством образования принято понимать обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации к условиям научно – технического процесса, владеющих технологиями в своей специальности.
Известно, что на качество обучения влияют многочисленные факторы, главными из которых являются:
1.  Квалификация педагогического персонала: хороший профессионал, творчески настроенный преподаватель, обладающий большим арсеналом педагогических приемов, способен подготовить хорошего стоматолога из студента, а в дальнейшем повысить его квалификацию.
2.  Материально – техническая база вузов, в частности – оснащение кафедр учебным оборудованием.
 
Однако, существующая в РФ система стоматологического образования в основных своих компонентах не соответствует требованиям
сегодняшнего дня и весьма далека от мирового уровня. Одной из основных проблем вузовского стоматологического образования является слабая клиническая база подготовки специалистов, в основном клинические стоматологические кафедры расположены на территориях муниципальных, городских, областных, республиканских лечебных учреждений. В условиях развития хозрасчетной деятельности базовых ЛПУ объективно обострились их взаимоотношения с кафедрами, в основе конфликта лежит незаинтересованность поликлиники в размещении кафедры на ее базе, необеспеченность клинического приема средним медицинским персоналом, материалами, медикаментами, оборудованием. Наряду с этим возрастает потребность в освоении специалистами современных технологий в стоматологии; эффективная образовательная деятельность по внедрению новых методов и технологий затруднена их высокой стоимостью, не обеспеченной бюджетным финансированием. [1,4,5]
На примере стоматологического факультета ВГМА видно, что наиболее эффективной формой стоматологического образования является наличие собственной вузовской клинической базы. Стоматологическая клиника является одним из подразделений медицинской академии,  в ее стенах проводится образовательный процесс, лечебная и научно-исследовательская работа профессорско-преподавательского состава, студентов, клинических ординаторов и интернов профильных кафедр.
На кафедре терапевтической стоматологии ВГМА им. Н.Н. Бурденко разработаны и успешно внедряются в учебный процесс различные направления улучшения качества подготовки выпускников. Одним из них является привлечение к научному и учебному сотрудничеству отечественных и зарубежных фирм-производителей стоматологической продукции («Omni Med®  Hammacher» и «Frasako» (Германия), «W&H» (Австрия), «Heraues Kulzer» (Германия), «Oral-B» ООО «Жиллетт группа», ООО «Радуга-Р», «Фирма КРУГ», «Колгейт», «Wrigley» «Стомэл» (Россия)), в рамках двухсторонних договоров, которые не только активно участвуют в оснащении учебно-лечебных кабинетов кафедры, но и в проведении совместных научных исследований на коммерческой основе с привлечением студентов.
Возрастающие требования к качеству медицинской, в том числе и стоматологической помощи населению являются факторами, предопределяющими повышение уровня материально-технического оснащения учебного и клинического процесса. [8]
В настоящее время актуальной становится проблема организации в высшей школе системы управления качеством подготовки профессиональных кадров с целью повышения уровня клинической деятельности молодых специалистов. Решение данной проблемы охватывает и активизацию работы области маркетингового обеспечения и улучшение материального обеспечения клинических кафедр и менеджмент поддержки деятельности стоматологических клиник, обучающих интернов и ординаторов. Данной проблеме уже посвящен ряд работ отечественных и зарубежных специалистов. Намечены направления научных исследований.
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий неразрывно связано с использованием современного оборудования и оснащения.
Развитие менеджмент-поддержки деятельности международных учебных центров различных форм организации способствует рационализации оснащения педагогического и лечебно-диагностического процесса. [3,6,7]
Расширение кругозора курсантов-стоматологов в широком спектре стоматологического оборудования, повышение ориентирования в большом количестве предприятий-изготовителей и их торговых представителей, несомненно, способствует оптимизации оснащения и, соответственно, рационализации деятельности медицинских учреждений стоматологического профиля.
Стоматологические установки являются видом оборудования стоматологических клиник, используемые на этапах лечения большинства заболеваний стоматологического профиля. Данное оборудование претерпело значительные видоизменения в процессе своего использования.
В настоящее время врачи-стоматологи всего мира осуществляют практически все клинические мероприятия, направленные на лечение и профилактику патологических состояний твердых тканей зубов, пульпы зубов и периодонта, при помощи стоматологических установок. Манипуляции, выполняемые с использованием данного оборудования, являются составляющими комплексного лечения большинства заболеваний стоматологического профиля.
Неизменной остается главная идея стоматологического образования – научиться оказывать квалифицированную помощь нуждающимся в ней. Для этого, естественно, необходимо использовать высококачественное и современное оснащение.
На современном этапе развития стоматологии используется большое число видов стоматологического оборудования. Основное место в этом широком спектре занимают стоматологические установки. Стоматология начинается с осваивания студентом стоматологической установки.
Какими же главными качествами должна обладать современная стоматологическая установка для проведения профильной подготовки стоматологических кадров?
Одним из основных требований, которым должно отвечать данное оборудование, является возможность выполнения при помощи него в максимальном объеме клинических манипуляций.
Рабочее место врача-стоматолога должно быть укомплектовано оборудованием, позволяющим осуществлять, в первую очередь, одонтопрепарирование, снятие старых, утративших свою функциональную и эстетическую эффективность ортопедических конструкций, снятие зубных отложений. Установки должны быть оснащены турбинным наконечником и микромотором (пневматическим или электрическим), позволяющим, помимо осуществления одонтопрепарирования, производить обработку ортопедических конструкций.
Работа установок должна осуществляться при наличии в них системы вода-воздух, позволяющей наиболее качественно выполнять ряд клинических манипуляций.
Выбор стоматологической установки следует осуществлять, прежде всего, с позиции рациональности. Согласно известному определению «цель должна оправдывать средства». Не всегда полностью укомплектованная дорогостоящая стоматологическая установка с красивым дизайном отвечает всем требованиям клинического приема в условиях клинического студенческого приема в течение рабочего дня, то есть, при загруженности в течение двенадцати часов и шести дней в неделю.
В настоящее время на студенческом приеме используются стоматологические установки, как с пневматическим мотором, так и с электрическим.
Иногда можно встретить и бывшие некогда традиционными для стоматологического кабинета установки «УС 30-01», некоторые из них модернизированы техниками, обслуживающими оборудование отделения и студенческой клиники, без особого учета потребностей учебного процесса. Данные установки являлись долгое время своеобразной символикой отечественной стоматологии.
Помимо этого, установки принято подразделять на стационарные, прикрепляемые к полу, и портативные, перемещаемые по кабинету, а также по способу расположения инструментального блока: мобильные приставки-тележки, встроенные кронштейны, укрепляемые на установке; по способу крепления шлангов для наконечников, то есть, верхняя или нижняя подача; по количеству работающего персонала (имеется в виду метод приема: «в четыре» или «в две руки»).
В связи с ростом технического потенциала определяются новые подходы к эргономике учебного стоматологического приема.
Правильное взаиморасположение персонала в отрыве от остальных постулатов эргономики может напомнить неудачный опыт героев крыловского «Квартета». Технологическое оборудование является одним из основных моментов обучения понятию эргономики.
Основным оборудованием для студенческого стоматологического приема считается:
1.    Установка стоматологическая с креслом.
2.    Стул врача.
3.    Стул ассистента.
4.    Мебель стоматологическая функциональная.
          
Целью данной работы является анализ и сравнительная характеристика стоматологических установок, находящихся в арсенале оснащения клинических кафедр стоматологической клиники ВГМА, их видами, с указанием приоритетных фирм-производителей, с учетом соответствия «цена-качество», как для клинического приема пациентов, так и для процесса обучения студентов стоматологических факультетов медицинских ВУЗов.
В связи с этим, при описании некоторых эргономических аспектов, свойственных организации клинического процесса в стоматологических структурах, внимание акцентируется на вопросах, связанных с работой с использованием стоматологических установок.
Большой вклад в разработку эргономических аспектов работы врача-стоматолога и ассистента (помощника) врача-стоматолога, отвечающим современным условиям деятельности стоматологических структур, внес кандидат медицинских наук, вице-президент Стоматологической Ассоциации России, директор Национального института анализа и маркетинга в стоматологии (НИАМС) В.В. Садовский. Книга «Стоматология в «четыре руки» в его авторстве достойна являться настольной, как для молодых специалистов, так и для врачей-стоматологов с достаточным опытом работы. Подробное изучение вышеназванного литературного источника существенно облегчило работу над составлением данной статьи.
Для обеспечения всех необходимых поз и движений врача, ассистента и пациента необходимо обобщить требования к каждой единице стоматологического оборудования, что чрезвычайно важно для обучения будущего стоматолога. Стоматологическое кресло должно иметь достаточно тяжелое основание, сбалансированное таким образом, чтобы выдерживать тело пациента, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Кресло должно раскладываться и складываться автоматически в программируемом или мануальном режиме до соотношений спинки и сиденья от 90 до 180 градусов, иметь малошумный с минимумом вибрации привод, подголовник с возможностью опоры не шеи, а затылка пациента с широким основанием и углублением, предотвращающим случайные повороты головы. Дистальная ширина подголовника не должна превышать 20 см. Желательно иметь складывающийся правый подлокотник для удобства посадки и вставания пациента.
Установка должна иметь мобильный рабочий столик с функциональными вращающимися и прочими инструментами, позволяющими работать врачу как без ассистента в положении «7 – 11 часов», так и с ассистентом в положении «8 – 12 часов».
Рабочий столик должен иметь минимум три функциональных места:
1.    Турбинный наконечник.
2.    Низкооборотные (можно взаимозаменяемые) угловой и прямой наконечники с микромотором.
3.    Шприц «вода – воздух» (пустер).
 
Все функциональные инструменты должны включаться-выключаться одной ножной педалью. Все ручки регуляции скорости вращения инструментов не должны иметь углублений во избежание засорения их инфицированными материалами. Предпочтение следует отдавать ручкам управления, которые подлежат замене и стерилизации, или сенсорным клавишам с легко обрабатываемой поверхностью.
Установка должна иметь рабочее место ассистента, оснащенное как минимум двумя функциональными позициями:
1.    Шприц «вода - воздух».
2.    Привод эвакуатора для подключения активного слюноотсоса или пылесоса (желательно одновременное оснащение ими).
 
Выпускаются мобильные рабочие места ассистента на колесах или
встроенные в функциональную мебель.
Светильник установки должен светить ровным по всему полю бестеневым излучением интенсивностью более 15000 Люкс. Желателен регулятор интенсивности светового потока.
Установка должна включать в себя систему автономного водоснабжения (систему «чистой воды»), которая снабжает водой через тюбинги наконечники, пустеры, чтобы не допускать в полость рта пациента воды из общественного водопровода, к которому обычно подключаются установки.
Тюбинги и шланги должны легко обрабатываться, иметь ровную, без складок поверхность, изготавливаться из химически пассивных материалов.
Поверхность установки, кресла, стульев не должна иметь щелей, складок, внешних повреждений, куда может попадать и накапливаться пыль от препарированных зубов, слюна и прочие аэрозоли, возникающие при одонтопрепарировании, фиксирующиеся в недоступных для качественной очистки местах.
Установка должна быть пригодна для работы врача «правши» и «левши».
Именно такими положительными конструкционными особенностями обладают современные стоматологические установки фирмы «GNATUS» (официальный торговый представитель в России и странах СНГ - ООО «Фирма КРУГ», Москва).
В настоящей статье рассматривается оборудование на примере предметов оснащения студенческого стоматологического приема, представляемых компанией «Фирма КРУГ». На наш взгляд, данное оборудование находится в наибольшем соответствии понятий «цена» и «качество», и предназначено для использования в медицинских учреждениях стоматологического профиля любой структурной формы организации, на клиническом приеме любого из стоматологических направлений (терапевтическое, ортопедическое, хирургическое), а также в детской стоматологии. Отметим, что наш контакт с «Фирмой Круг» осуществляется 10 лет.
Идеальный стул врача имеет следующие характеристики:
-        прямоугольное мягкое сиденье, с достаточной степенью устойчивости;
-        сиденье – широкое, чтобы поддерживать ягодицы, и достаточно длинное, чтобы поддерживать по крайней мере 2/3 длины бедер;
-        передний край сиденья – слегка закруглен к низу так, чтобы не оказывать давления на сосуды бедер;
-        спинка – устойчивая и не меняет свою форму, выпуклая, чтобы обеспечивать поддержку поясницы;
-        широкие ножки с пятью колесиками, не обязательно выступающими от проекции основания, обеспечивают легкость в передвижении;
-        изменение высоты сиденья – либо ручное, либо осуществляется с помощью системы газлифта.
 
С 1998 года на студенческом стоматологическом приеме работа ведется на 9 установках «Gnatus».
 
 
Кроме этих машин учебный процесс обеспечивают: 1 установка «Стомэл», 2 – «CFS Сentury», 9 – «Chiradent», 7 -модернизированные «УС-30». Все установки рекомендуют себя как надежные и долговечные, однако есть ряд вопросов, на основании которых можно сделать вывод о том, что стоматологическая установка «Gnatus» зарекомендовала себя как оптимальный вариант оснащения учебного кабинета по сравнению с другими установками:
·   современный вид;
·   удобство для работы в 4 руки;
·   возможность модернизации в процессе эксплуатации;
·   невысокая стоимость, приемлемая для студенческого приема;
·   удобство и дешевизна в обслуживании;
·   надежность в эксплуатации;
·   высокое качество светильников;
·   возможность сочетать с различными марками компрессоров, наконечников, скелеров;
·   автономность установки, ее независимость от наличия водопровода и канализации;
·   возможность усовершенствования установки с учетом профильного приема (пародонтология, эндодонтия, кариесология, профессиональная гигиена и др.);
·   мобильность в соответствии с дизайном кабинета;
·   эргономичность;
·   оптимальное сочетание «цена-качество».
 
Использование установок «Gnatus» позволяет учитывать уровень профессиональной подготовки студентов.
2 курс – профильный прием по некариозным поражениям, гигиена полости рта, кариес зубов;
оборудование: стоматологическая установка «Gnatus», оснащенная светильником, турбонаконечником, пневмомотором, слюноотсосом, местом для ассистента, полимеризационной лампой.
3 курс – профильный прием больных с кариесом зубов и его осложнениями;
оборудование: стоматологическая установка «Gnatus», оснащенная светильником, турбонаконечником, пневмомотором, эндонаконечником, негатоскопом, при необходимости визиографом, интраоральной камерой, лупой, слюноотсосом, местом для ассистента, полимеризационной лампой.
4 курс – профильный прием по заболеваниям пародонта;
оборудование: стоматологическая установка «Gnatus», оснащенная светильником, турбонаконечником, пневмомотором, слюноотсосом, местом для ассистента, негатоскопом, скелером, эйр-флоу, вектор–системой, лазером или диодной лампой.
5 курс, клинические интерны, ординаторы – совершенствование мануальных навыков, группы углубленного изучения по разделам стоматологии;
оборудование: стоматологическая установка «Gnatus», ориентированная на специализацию курсанта или имеющая максимальное количество модулей.
Необходимо отметить важнейший аспект, реализуемый при использовании установок фирмы «Gnatus» - образовательный. Студенты лучше осваивают разнообразные манипуляции при лечении кариеса, его осложнений, при препарировании твердых тканей зуба в ортопедической стоматологии, что позволяет с успехом выполнить необходимый практический минимум образовательного стандарта. В условиях приема пациентов клиническими ординаторами на базе ООО «Гарант стоматология» установки «Gnatus» хорошо себя зарекомендовали на протяжении последних 10 лет.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1.  Агапов Г.Н., Макушев И.П., Роткович Г.П. Организация системы контроля и оценки качества оказания стоматологической помощи. Методические рекомендации (под ред. Курьянова А.К.): Ставрополь, 2004. С. 50 – 51.
2.  Кунин А.А. Философские проблемы управления стоматологической помощью в современных условиях. «Qualitmanagement в стоматологии». Материалы международной конференции по итогам выполнения программы «TEMPUS TACIS» и научной сессии кафедры терапевтической стоматологии. Воронеж. 2005. С. 15 – 19.
3.  Кунин В.А. Методология исследования и рационального управления процессом лечения при коррекции патологических состояний слизистой оболочки полости рта и пародонта в ортопедической стоматологии. Дисс…. докт. мед. наук. Воронеж, 2004. 236 с.
4.  Кунин В.А., Ипполитов Ю.А., Антименко О.О., Сущенко А.В., Ширяева Л.Р. Организация стоматологической клиники: Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2006, 82 с.
5.  Кунин В.А., Чередников Е.Ф., Сущенко А.В., Беленова И.А. Управление качеством, маркетинг и менеджмент в стоматологической практике: учебно-методическое пособие - Воронеж. 2005,  79 с.
6.  Садовский В.В. Стоматология «в 4 руки». Том 1. Москва, 1999 г. ОАО «Стоматология». С. 12-16.
7.  Theresia Wolker 2002: Qualitatsmanagement in der Arztpraxis. Neu-Isenburg, 3. Aufl.
8.  Трезубов В.Н., Щербаков А.С., Мишнев Л.М. Ортопедическая стоматология. Пропедевтика и основы частного курса: Учебник для медицинских вузов. 2-е изд., испр. и доп./ Под ред. проф. В.Н. Трезубова. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 480 с.: ил.
Версия для печати

 
заказать
вызвать

Член Московской ТПП
Член Московской ТПП



  Торговый зал: г. Москва, ул. Тучковская, дом 4
Тел. (многокан.) (499) 145-72-70. Факс (499) 145-79-54.
 
Rambler's Top100